ФЕДЕРАЦІЯ  ШАХІВ  УКРАЇНИ

 

ДИТЯЧО-ЮНАЦЬКА КОМІСІЯ

 

 

Відповідальний за Web сторінку -

Голова ДЮК міжнародний гросмейтер О. С. Мороз

 

Уважаемые тренеры, родители, все функционеры, любители шахмат, связанные с детскими шахматами! Решением исполкома федерации шахмат Украины от 22.12.2007 принято следующее решение:

«10. Враховуючи великий обсяг навантаження у сфері дитячо-юнацьких та молодіжних шахів, вважати за доцільне створити на базі комісії ФШУ з дитячо-юнацьких та студентських шахів дві комісії: комісію з дитячо-юнацьких шахів і комісію з шахів серед студентства та молоді.

Головою комісії ФШУ з дитячо-юнацьких шахів затвердити віце-президента ФШУ Мороза Олександра Степановича; головою комісії ФШУ з шахів серед студентства та молоді затвердити члена Виконкому ФШУ Захарчука Івана Романовича.»

В этом обращении я хотел бы поделиться мыслями и планами, связанными с работой детско-юношеской комиссии (ДЮК). Сразу хочу сказать, что я отчетливо представляю, что детско-юношеская комиссия – одна из самых сложных и проблемных. Связано это с тем, что для каждого из тренеров, родителей его ученик, его ребенок – самый лучший, самый талантливый, и даже при любом намеке на какую-то несправедливость по отношению к ребенку, родители и тренеры готовы стать горой на его защиту. Поэтому главной задачей работы комиссии я вижу необходимость в прозрачности и понятности принимаемых решений. В связи с этим, одна из первых задач состоит в открытии веб-страницы  ДЮК  на сайте федерации шахмат Украине, на которой можно было бы своевременно публиковать принимаемые решения.

                На ближайшем исполкоме ФШУ будет утвержден новый состав комиссии. В нее войдут специалисты, которые пользуются авторитетом не только в своих регионах, но и во всей Украине. Я понимаю, что у любого из будущих членов комиссии душа болит,  в первую очередь,  о своем регионе, но все же надеюсь, что  всем нам хватит объективности в принятии решений, осознания того, что мы являемся комиссией украинской, а не региональной, и что мы должны думать, в первую очередь, об интересах всех украинских шахмат.

Пока я предлагаю проект состава будущей детско-юношеской комиссии:

1. Мороз Александр Степанович (Днепропетровск) – председатель комиссии.

2. Товчига Олег Григорьевич (Киев) – заместитель

3. Боднар Николай Николаевич (Винница)

4. Грабинсий Владимир Александрович (Львов)

5. Николаев Леонид Викторович (Киев)

6. Приходько Александр Петрович (Донецк)

7. Ретинский Владимир Николаевич (Симферополь)

                Может быть, добавится еще  1 – 2 человека, но в любом случае, комиссия не должна быть очень многочисленной, чтобы можно было оперативно принимать решения.

Теперь несколько слов об основных направлениях работы ДЮК. Сразу скажу, что перечень вопросов приведен не в порядке их важности, а в той последовательности, с какой нам пришлось с ними сталкиваться с момента начала работы.

І. Одним из самых важных вопросов в работе ДЮК является вопрос об определении места проведения юношеских соревнований (в первую очередь, финалов и полуфиналов чемпионатов Украины среди юношей и девушек), а также вопрос комплектации финальных соревнований. Эти вопросы будут обсуждены в первую очередь будущей комиссией. Пока же приведу свои взгляды на эту проблему.

1.       Поскольку эти соревнования проводятся и финансируются Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта, то последнее слово в определении места проведения соревнований, безусловно, принадлежит Министерству, которое может руководствоваться не только принципами развития шахмат, а и принципами развития всех видов спорта, что не всегда совпадает. Решения ДЮК в данном вопросе носят рекомендательный характер.

2.       ДЮК при определении своих рекомендаций учитывает следующее:

а) Наличие спортивной базы для проведения соревнований (без арендной платы).

б) Наличие инвентаря для проведения соревнований. Здесь имеется в виду, в первую очередь, наличие электронных шахматных часов. Практика последних лет показала, что гораздо меньше спорных ситуаций и протестов возникает при использовании электронных шахматных часов. Несколько лет назад принималось решение о проведении финалов с использованием только электронных часов. Теперь пришло время распространить это требование и на полуфиналы, и на другие юношеские соревнования. Исключение можно пока сделать для «Белой ладьи» ввиду чуть более низкого ранга турнира.

в) Возможные варианты размещения участников соревнований (указывать цену, удаленность от места игры, условия проживания). Желательно предусмотреть несколько вариантов размещения в общежитиях или гостиницах различных ценовых категорий. Учитывать обязательное требование некоторых областей Украины, работающих через казначейство, о предоставлении кассового чека или оплаты за жилье через банк.

г) Обязательным условием подачи заявки тем или иным регионом на проведение соревнований является наличие соответствующих судейских кадров. При отсутствии квалифицированных судей необходимо предусмотреть дополнительные спонсорские средства на прием приезжих судей (1-2 человека).

д) Наличие программного обеспечения и кадров для выпуска бюллетеня сыгранных партий.

е) Количество местных участников, имеющих право на участие в соревнованиях (этот пункт, в основном, учитывается при проведении финалов).

ж) Обеспечение призового фонда соревнований (денежные, вещевые призы, буфет и т.д.), другие финансовые возможности (например, обеспечение участников жильем, обедами и т.п.). В заявке указывать сумму, которую организаторы гарантируют на проведение соревнований.

 Таким образом, для подачи заявки на проведение того или иного соревнования организаторам необходимо подготовить и направить два письма:

-  Письмо облспортуправления на имя директора департамента неолимпийских видов спорта и физического воспитания Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта с просьбой запланировать то или иное соревнование в данном регионе и гарантией качественного его проведения. В связи с тем, что проводящей организацией является Министерство, (см. выше п.1), ответственным за проведение назначается соответствующее облспортуправление. Поэтому без такого письма заявка не будет рассматриваться.

- Письмо областной, городской федерации на имя президента ФШУ, в котором делается заявка и подробно освещаются пункты 2а – 2ж.

В заявках можно указать основной вариант (тот турнир, в котором организаторы заинтересованы больше всего, и запасной). 

ДЮК:

На своей веб-странице публикует информацию о поступившей заявке.

Определяет срок подачи заявок.

Предположительно, для полуфиналов – до 31 мая, для финалов - до 20 декабря.

По окончании указанного срока вырабатывает свои рекомендации, учитывая пункты 2а – 2ж и направляет их в Министерство.

По окончании соревнований на веб-странице публикует информацию о всех выполненных условиях при проведении соревнований, чтобы организаторы соревнований могли в дальнейшем ориентироваться, какие условия необходимо обеспечить для того, чтобы претендовать на победу в тендере на право проведения соревнования.

И еще один момент. Считаю, что в случае невыполнения обещанных условий или некачественного проведения соревнований, город должен быть исключен из списка претендентов на проведение соревнований на какой-то период.

 ІІ. Второй, не менее важный вопрос связан с комплектацией финалов. Решать все вопросы, связанные с этой проблемой, следует на основе Положения о соревнованиях. Тот или иной пункт Положения может устареть, может нуждаться в изменениях, что необходимо учитывать при составлении Положения на следующий год. Однако, пока Положение действует, нужно отталкиваться от него.

Для начала привожу выписку из действующего Положения, касающуюся комплектации финалов.

«До участі у фінальних змаганнях допускаються:

-                  гравці, які посіли 1-3-ті місця на чемпіонатах Європи та 1-6 - ті  місця на чемпіонатах світу   

             2005 – 2007 років (тільки у своїх вікових групах);

-              гравці, які посіли 1-3 місця у фіналах чемпіонатів України 2007 року;

-              гравці, які посіли 1-3 місця у півфіналах чемпіонатів України 2007 року;

-                  міжнародні гросмейстери;

-                  одне місце може надаватися місту-організатору рішенням Виконкому ФШУ за поданням ДЮСШ;

-                  одне місце може надаватися за номінацією Виконкому ФШУ за поданням ДЮСШ.

Місця, що залишились у фіналах, розподіляються рішенням Виконкому ФШУ за поданням ДЮСШ. 

Спортсмени, які мають персональне право на участь у змаганнях, зберігають його у разі переходу до наступної  вікової категорії. Спортсмени, які мають персональне право на участь у фінальних змаганнях, повинні письмово підтвердити свою участь до 15 січня 2008 р. У разі не підтвердження у зазначений вище термін, їх місця розподіляються Виконкомом Федерації за поданням ДЮСШ.»

На что хотелось бы обратить внимание.

1.       Одно место может предоставляться городу-организатору. Это условие не должно выполняться автоматически, как это понимают некоторые организаторы. Оно может выполняться в том случае, если организаторы обеспечили определенный уровень призового фонда турнира (смотри выше п. 2ж). Какой уровень – это вопрос для обсуждения. На мой взгляд, на сегодняшний день минимум составляет – 1500 – 2000 грн. за одного участника. В одном я уверен на 100%. Город-организатор и так имеет несомненные преимущества перед другими городами. Он не несет расходов на командирование своих спортсменов. Поэтому бесплатно давать ему дополнительные места совершенно недопустимо.

2.                   Одно место может предоставляться номинанту ДЮКа. Это может быть действительно заслуженный спортсмен либо шахматист, обеспечивший призовой фонд соревнований. Величина его – опять-таки вопрос для обсуждения, но его минимум должен быть чуть больше, чем для города-организатора (2000 – 3000 грн.) Вопрос о номинантах ДЮКа (некоммерческих) должен решаться, как правило, дней за 10 до начала соответствующего полуфинала.

                 Нас могут упрекнуть в излишней коммерциализации вопроса, на что я могу ответить следующее. Если вспомнить историю проведения финалов, то лет 5 – 6 назад они проводились при 10 участниках. Именно тогда ДЮКом было принято решение расширить состав финалов до 12 человек и ввести в Положение эти два пункта. Целью этого решения было, во-первых, не так ущемлять участников отбора, во-вторых, и это главная цель, постараться помочь ребятам, завоевавшим право на участие в первенствах Европы и мира. Те, кто сталкивался с этой проблемой, знают, какие трудности необходимо преодолеть, чтобы собрать необходимые для поездки средства. В последние годы Министерство и Федерация шахмат Украины существенно увеличили финансирование на эти мероприятия, но все равно, какую-то часть средств приходится искать на местах. Обеспечив призовой фонд финалов, львиную долю которого получат призеры, мы тем самым окажем помощь ребятам, которые будут представлять нашу страну на европейских и мировых первенствах. Думаю, это будет достаточным оправданием того, что могут пострадать интересы ребенка, занявшего в отборе какое-нибудь 6 – 7 место.

Еще один немаловажный момент. Те, кто принимал участие в европейских и мировых первенствах, видели, сколько тренеров приезжают на соревнования с командами России, Армении, Китая. А в нашей делегации – один тренер, который вынужден, в основном, заниматься админвопросами. Если с кем-то из наших приехал тренер, то это значит, что в регионе нашли спонсора, и, следовательно, он работает только со своим учеником. Если мы сможем провести наши соревнования без арендной платы за игровое помещение, сэкономить на приезжих судьях, изыскать другие ресурсы (например, введение дополнительного взноса для участника, желающего поехать на первенство мира и Европы, не попавшего по отбору), то появится возможность командировать второго тренера, что, безусловно, должно улучшить результаты наших юных шахматистов. 

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Пункт, касающийся подтверждения участия в финале до 15 января, в лучшем случае, выполняет половина финалистов. В результате, например, в этом году, два финала прошли при 11 участниках. При этом, сколько участников приняли участие в полуфинале и с радостью приняли бы участие в финальном турнире? У меня эта ситуация вызывает следующую ассоциацию. Что может делать главный судья в массовом турнире, если два участника ушли, не сообщив результата? Правильно, поставить обоюдный ноль. Не хочется лишать ребенка законно завоеванного места в финале из-за того, что его тренер, его федерация не выполняет своих обязанностей. Но как еще добиться порядка и дисциплины в этом вопросе?

ІІІ. Следующая немаловажная задача. Нужно попытаться возродить учебно-тренировочные сборы для детей, которые заняли 1 – 2 места в финалах и завоевали право на участие в первенствах Европы и мира. Безусловно, главную роль в решении этого вопроса будет играть позиция Министерства, так как финансовые вопросы по проведению сборов можно решить только с его помощью. Но и в случае положительного решения финансовых проблем нужно будет постараться привлечь на сборы наших ведущих тренеров, что также не является такой уж простой задачей.

ІV. Следующая задача представляется мне одной из главных. Речь идет о введении шахмат в школьную программу в качестве факультативного предмета. Проблема эта решается в России, Китае, Испании, Швеции, некоторых штатах США во многих других менее развитых странах. О ней написано много литературы, в ФИДЕ создана специальная комиссия. Здесь я только скажу, что решение этого вопроса, во-первых, привлекло бы в шахматы большие финансы из бюджетных средств, выделяемых на образование (т.к. зарплату за эту работу тренеры получали бы как обычные учителя общеобразовательных школ), а во-вторых, существенно увеличило бы приток в шахматы юных талантов. Однако, решить эту проблему и даже просто сдвинуть дело с мертвой точки может (и то при благоприятных обстоятельствах) только высшее руководство федерации шахмат Украины. Наша же задача состоит в привлечении внимания общественности и пропаганде этого вопроса на местах.

 V. Следующий вопрос можно и нужно решать уже сейчас. Касается он шахматной методической литературы. Со времен распада союза этот вопрос из государственного  превратился в личное дело энтузиастов – одиночек. Многие тренеры попросту не знают, какие методические шахматные книги изданы в последнее время, не имеют представления о качестве и ценности этих книг. В то же время энтузиасты - книгоиздатели не знают, как реализовать свои книги. По опыту работы СДЮШОР №9 г. Днепропетровска могу сказать, что мы наладили связь с Павлом Ивановичем Добринецким и с успехом реализуем и используем в учебной работе его книги из серии «Школа шахової тактики». Думаю, было бы неплохо разместить на веб-странице информацию о методической шахматной литературе, желательно, с краткой аннотацией и информацию о том, где можно купить данную литературу.

Этими вопросами не должна  ограничиваться работа ДЮК. Это – как бы первый пласт. Мы очень надеемся на внимание к работе комиссии всех заинтересованных сторон, на обратную связь.

Отзывы, предложения просим направлять по адресам:

 dnemoroz@a-teleport.com              Мороз Александр Степанович

olegtovchyga@ukr.net                      Товчига Олег Григорьевич

Мороз А.С., вице-президент Федерации шахмат Украины, председатель комиссии детско-юношеских шахмат, международный гроссмейстер.