Виктор ПЕТРОВ: "Пономареву вредят не враги, а помощники"

Анатолий Яворский
"Весь Спорт",  09.04.2004


Открытое письмо Руслана Пономарева наверняка вызовет очередной скандал в мире шахмат. И многие снова будут задавать вопрос: почему наш чемпион не может найти общий язык с Кирсаном Илюмжиновым и подвластным ему ФИДЕ?
У президента Федерации шахмат Украины (ФШУ) Виктора Петрова есть свое мнение по этому поводу.

- К упомянутому вопросу я бы прибавил еще несколько, - начал разговор Петров. - Например, почему после блистательного взлета Пономарева последовал ряд неудач? Почему сейчас он не играет в супертурнирах? В конце концов, намерен ли он выступать на ближайшем первенстве мира? Ведь кое-кто активно отговаривает его от этого, заявляя, что предложенные Руслану условия участия ущемляют его чемпионские права.

- А разве это не так?

- Давайте попробуем разобраться. Долгое время шахматным миром безраздельно правили функционеры ФИДЕ. Первым на их монополию замахнулся Каспаров, ставший инициатором "параллельных" чемпионатов и утверждавший, что корона принадлежит не ФИДЕ, а чемпиону. Так в шахматах начался раскол. Мотивация Каспарова была проста: его результаты намного выше, чем у кого-либо. ФИДЕ же с 1997 года изменила систему розыгрыша своих чемпионатов - стала проводить их по нокаут-системе с укороченным контролем времени. Зрелищности это, конечно, прибавило, как и сомнений в правильности нововведений. Они лишь усилились, когда в 1999 году чемпионом мира стал россиянин Халифман - шахматист неплохой, но далеко не конкурент действительно сильнейшим. Несколько успокоил сомневающихся индус Ананд, выигравший следующее первенство. А вскоре, осенью 2000-го, Каспаров неожиданно проиграл корону Крамнику. Последний отнюдь не торопится сыграть матч-реванш, хотя и турнирные успехи, и рейтинг теперь уже экс-чемпиона Гарри остаются более весомыми. Так в шахматах наступило своеобразное многовластие.

- И в этот момент на Олимп поднялся Пономарев...

- Сразу отметим, что его победа в январе 2002 года была воспринята неоднозначно. Многие искренне аплодировали юному таланту. Но не меньше было таких, кто считал, что Руслану еще следует доказать обоснованность своего триумфа. И для этого нужно выигрывать супертурниры! Уже через месяц после коронации Пономарев показал свою огромную силу в Линаресе, заняв второе место. Но первым снова стал Каспаров...

В общем, все смешалось в шахматном королевстве. Неудивительно, что витавшие в воздухе идеи объединения вскоре стали обретать реальность. В мае 2002-го, в Праге после финиша тамошнего турнира представители мирового шахматного бомонда подписали знаменитые "Пражские соглашения", где было задекларировано проведение цикла матчей за звание абсолютного чемпиона. Предполагалось, что сначала состоятся поединки Пономарев - Каспаров и Крамник - победитель турнира в Дортмунде (впоследствии, им стал венгр Леко). Потом сильнейшие в этих парах встретятся между собой.

Руслан был приглашен на состязание в Прагу, но решил не играть. Не приехал он и на переговоры по поводу "Соглашений". Однако свое отношение к ним Пономареву как чемпиону мира еще предстояло высказать, ведь этот документ фактически являлся лишь протоколом намерений и должен был, в соответствии с Уставом ФИДЕ, утверждаться на предстоящей Генеральной ассамблее в Бледе.

"СМЕНА ПЛАСТИНКИ"

- "Пражские соглашения" многие критиковали...

- И поделом! Ведь вне розыгрыша оказались два выдающихся гроссмейстера - Ананд и Иванчук - экс-чемпион и действующий вице-чемпион. Много споров возникло также из-за включения Каспарова в игру без отбора... Сторонники такого плана объединения объясняли первое неизбежностью жертв во имя великой цели, а второе - высочайшим рейтингом Гарри.

Через месяц после Праги у нас, в Украине, прошли выборы руководства Федерации шахмат Украины (ФШУ), где, кстати, я был избран президентом. С этого момента начались наши контакты с наставником Руслана - его однофамильцем Михаилом Пономаревым. Мы учитывали, что в шахматах чемпион мира всегда являлся самостоятельной фигурой. Потому лишь Руслан и его наставник могли объективно оценить свои шансы в борьбе с Каспаровым. Мы чувствовали, что Михаил Никитич верит в своего воспитанника, хотя и не исключали, что тот может не согласиться на матч, ведь для этого были немалые формальные причины. Понимали и то, что в последнем варианте Руслану придется столкнуться с серьезными трудностями. Поэтому не торопили с окончательным решением, хотя и просили не очень затягивать: планировали, с учетом мнения чемпиона, определиться с позицией федерации на заседании ее исполкома перед ассамблеей. Но неожиданно Михаил Пономарев ушел из жизни. Времени оставалось все меньше и меньше. Случилось так, что Руслан смог найти возможность лишь для короткой встречи со мной в Киеве за пару недель до ассамблеи. Было ясно, что он еще не принял решения. Договорились окончательно определиться уже в Бледе. Прилетев туда, я был неприятно удивлен, узнав от работников аппарата ФИДЕ, что Руслан уже письменно доверил представлять его интересы болгарину Данаилову. Тот впоследствии на заседании ассамблеи не высказал от имени Пономарева никаких возражений против "Пражских соглашений", отметив лишь несколько регламентных предложений. Естественно, что, не услышав от чемпиона возражений, ассамблея единогласно утвердила предложенную схему матчей, а отрегулировать частности уполномочила созданную для этого комиссию и Президентский совет ФИДЕ.

Как видим, решение Пономарева по столь важному вопросу было принято и обнародовано в обход ФШУ. Наивно думать, будто так произошло случайно. Еще до этого мы стали замечать: кое-кто начал планомерно изолировать парня от остального мира. Сначала Руслан разорвал отношения со спонсором - АО "ДАНКО", сделавшим очень много для его становления и последующих побед. И уж никак не случайно этот разрыв совпал с рядом публикаций в СМИ с применением явной лжи, очернявшей "ДАНКО". В таком же стиле стали писать о ФШУ.

Я прекрасно понимаю, сколь нелегко было неопытному парню после смерти наставника. Пономарев столкнулся с уймой незнакомых доселе проблем. Естественно, что, занимаясь прежде всего игрой, он стремился доверить их решение помощникам.

- Вполне логичный ход.

- В принципе, да. Но в данном случае помощники Руслана не решали проблемы, а создавали их. Так, некоторое время после Бледа все было спокойно отчасти из-за того, что опекуны чемпиона засекретили его переговоры с ФИДЕ даже от ФШУ. И вдруг ошеломляющая новость: ФИДЕ вот-вот дисквалифицирует нашего чемпиона! Начинаем разбираться и обнаруживаем полное непонимание между сторонами: чиновники заявляют, что хотят получить от Руслана лишь формальную подпись о согласии играть матч, тот не соглашается. Доходит до обмена открытыми письмами. Словом, все признаки тупика. Предлагаю провести встречу Пономарева с Илюмжиновым в Москве. Президент ФИДЕ - за, Руслан и его команда - тоже. Перед заседанием говорю чемпиону: "Если ты против матча, скажи об этом сейчас". "Нет, я хочу играть, есть только несколько пожеланий..." Они оказались непринципиальными, потому встреча прошла нормально, а пожелания договорились утрясти при подписании контракта на матч, который должен был пройти в июне в аргентинском Буэнос-Айресе. Усталые, но довольные разъезжаемся. Но через пару дней один из помощников поднимает шум: парня обманули, обидели!

Снова начинается переписка сторон о подробностях контракта, но окружение Руслана почему-то "меняет пластинку": а зачем этот матч, Каспаров не имеет на него никаких прав, Илюмжинов хватил лишку, мы подадим на ФИДЕ в суд!.. Объясняю: господа, вы не раз заявляли о приверженности Руслана "Пражским соглашениям", а потому не кажется ли вам, что теперь все подумают о боязни чемпиона играть матч? Что до иска, то сразу говорю о полной его бесперспективности: ни один судья не отменит решение высшего органа общественной организации, коей является ФИДЕ, принятое в пределах уставной компетенции и с соблюдением процедур. Не считайте функционеров ФИДЕ настолько глупыми, чтобы они хоть как-то нарушили устав. Однако если уж есть такая "сверблячка" - судитесь. Но не на деньги ФШУ. Реакция: и Петров плохой, он против Пономарева! Очевидно, все-таки понимая, сколь мелковата аргументация, придумали историю о каком-то письме Руслана с просьбами к ФШУ, на которое-де мы не отреагировали. Ну не получали мы такого! Может, почта подвела? Но всему шахматному миру известен наш электронный адрес, есть и телефон! А если серьезно, то уверен, что эту историю придумали с той же целью: отдалить парня от любого, кто мог раскрыть ему глаза.

ХАРАКИРИ ЧЕМПИОНА

- ФИДЕ вскоре явно сплоховала: по ее вине был отменен матч в Буэнос-Айресе.

- Так получилось, что в Аргентине сменился президент. А новый отказался давать деньги. Все "зависло" в неопределенности, пока уже Президент Украины Леонид Кучма не принял решение провести матч в Ялте. Тогда и возобновились страсти по поводу условий контракта. Если Каспаров практически сразу его подписал, то из штаба нашего чемпиона приходили все новые и новые пожелания и претензии. Многие этого не понимали, особенно те, кто считал, что ФИДЕ уже и так достаточно пошла навстречу Руслану, определив, по его просьбе, что проигравший получает беспрецедентно большую часть призового фонда - 45%. Закончилось все тем, что Руслан не подписал в установленный срок контракт, сославшись на неприемлемость двух пунктов. Казалось, что они далеко не первостепенные: Но Пономарев стоял на своем, и президент ФИДЕ матч отменил. Сказать, что шахматный мир был разочарован - не сказать ничего.

- В такой ситуации напрашивается классический вопрос: кто виноват?

- Помощники чемпиона возложили вину на ФИДЕ, а ее функционеры убеждены в обратном. Да вот что-то сторонников первой версии практически не слышно. Наоборот, все происходящее наводит на не совсем приятные для Руслана выводы. Вот оценка авторитетного человека - Зураба Азмайпарашвили, который является не только вице-президентом ФИДЕ, но и сильным гроссмейстером, чемпионом Европы. Цитирую его недавнее интервью: "Почему Пономарева сейчас не приглашают ни в один турнир? Его поступки, приведшие к срыву матча, не одобряет ни один организатор. Он совершил настоящее харакири. Многие требовали, чтобы его вообще дисквалифицировали, но ФИДЕ уважает его достижения, что он стал самым молодым в истории чемпионом мира".

Сказано, может быть, слишком категорично. Но почему никто из помощников Руслана не попытался переубедить общественность в обратном? Парочку беспомощных попыток в украинских СМИ без горького смеха воспринимать нельзя. Уверен, что Руслан просто не успел нажить себе врагов. Но если бы они и были, вряд ли сумели бы навредить так, как это сделал один человек из его окружения, заявивший в интервью израильскому сайту: Каспаров употребляет допинг! Мало того, что большинство ведущих "гроссов" проблему допинга в шахматах считают достаточно надуманной. У сказавшего так - профессионального юриста (!) - нет тому никаких доказательств, в чем он тут же простодушно сознался. Неудивительно, что многие российские СМИ немедленно дали отпор. И чье реноме пострадало? Конечно же, Руслана.

- Какую позицию в это время заняла ФШУ?

- Президент ФИДЕ, отменив матч, одновременно заявил, что решение о том, что делать дальше, будет приниматься на очередном Конгрессе ФИДЕ в октябре в Греции. Понимая, что мнение мировой общественности складывается отнюдь не в пользу Пономарева, мы предложили ему назвать удобную для него дату, чтобы на заседании Исполкома ФШУ вместе с ним выработать общий план действий. Однако контакт не состоялся. Мы получили ответ, но... Во-первых, не от Руслана, а от Данаилова. Во-вторых нас не очень вежливо попросили к чемпиону впредь не обращаться, а все контакты с ним вести лишь через упомянутого болгарского менеджера. В-третьих, нам было обещано, что свои соображения Руслан сообщит федерации "позже".

Несмотря на такое отношение, мы продолжали готовиться к конгрессу и думали, что помощники Руслана делают тоже самое. Ведь они должны были понимать, что в Греции будет во многом решаться его судьба. Значит, нужно шлифовать аргументы, выходить на контакты с авторитетными шахматистами, убеждать их в своей правоте: Словом, все требовало от команды Руслана энергичных действий! Что в итоге? На конгрессе не было ни Руслана, ни кого-либо из его советников. Потому естественна реакция и делегатов, и шахматного мира. Самой мягкой была констатация: "Им просто нечего сказать!"

- И что же решил конгресс?

- Начнем с того, что конгресс как орган более низкого уровня полномочий, чем ассамблея, не имел права изменить решения Бледа. Раз уж команда Руслана неоднократно заявляла о поддержке проведения цикла матчей с участием чемпиона ФИДЕ, то конгресс только уточнил: им будет чемпион-2004.

Что этому решению мог противопоставить Пономарев? Несколько неудачных выступлений? Почему они были таковыми, отдельный вопрос. Хотя для меня ответ очевиден: сказалось пагубное влияние на парня его окружения. Доказательства? Поинтересуйтесь, к примеру, кто сопровождал Пономарева на провальных турнирах "Дубай-2002" и "Вейк-ан-Зее-2003"? Не тот ли, кто именует себя тренером Руслана? А последствия провалов многоплановы. Они не только подорвали интерес организаторов соревнований к Руслану, но и понизили весомость его требований: шахматисты должны доказывать обоснованность своих амбиций прежде всего за доской.

Сейчас стоит обратить внимание на один существенный момент, о котором почему-то мало говорят. Устав ФИДЕ требует, чтобы все решения, принятые в Греции, были утверждены предстоящей в октябре на Мальорке ассамблеей. Так что у команды Руслана есть шансы доказать свою правоту хотя бы там. Велики ли эти шансы? Увеличатся ли они, если он откажется играть в июньском чемпионате? Комментарии, думаю, излишни.

ПОРА ПОНЯТЬ

- ФШУ по-прежнему готова поддерживать Пономарева?

- ФШУ готова поддержать любые его разумные шаги. Но, прежде всего, молодому человеку, уже перешагнувшему 20-летний рубеж, надо самостоятельно сделать вывод: кто и что привело к тому, что его аргументы не воспринимаются шахматным миром. Пора понять, что потоки откровенной лжи, исходящие от его нынешнего окружения, вызывают естественное раздражение и неприятие. Вот примеры.

Сразу после отмены матча в Ялте было заявлено: ничего страшного не произошло, "на том же месте в тот же час" состоится матч Пономарев - Карпов. Журналисты сразу же бросились к россиянину. Оказалось, он вообще не получал предложений сыграть... Второе: зачем заявлять "мы бы поехали на конгресс в Грецию, но ФИДЕ нас не пригласила", если, по уставу ФИДЕ, никакие формальные приглашения чемпиону не нужны? Пора бы парню понять, что помощники фактически предают его, заявляя: а мы здесь вообще-то ни при чем, все решения принимал сам чемпион. А случайны ли появившиеся слухи о намерениях Руслана уйти из шахмат? Не услышим ли мы потом облегченно-радостное: "Не виноватые мы, он сам так решил!"

Безусловно, шахматная общественность Украины должна сделать все, чтобы не допустить такого развития событий. Слишком масштабно дарование Пономарева, очень велики симпатии к нему. Руководство ФШУ готово обсуждать с Русланом нынешние проблемы в любое удобное для него время и в любом месте. Мы верим в него!